КОРЗИНА ПУСТА

Желатино-пигментный процесс для художественных работ

on Notice: Undefined index: comment_total in /home/t/topolinna/photolubitel/public_html/catalog/view/theme/moment/template/module/kbm_article.tpl on line 41

 

Информационный бюллетень №6

Печатается в порядке обмена опытом.

Еще один придуманный пикториалистами несложный «рукопашный» метод, с помощью которого они разрешали задачу сделать фотоработу более выразительной.

Исходный рецепт «Нового желатинно-пигментного процесса для художественных работ». ("Вестник Фотографии" - №8-1915 - Цит. по статье Malcolm Arbuthnot из Amateur Photographer. 1915)

Автору статьи, по его словам, всегда больше нравились платиновые отпечатки на шероховатой бумаге. Новый процесс дает похожие отпечатки.

Бумага с изнанки должна быть хорошо проклеена.

 

1. Подготовка рабочей поверхности.

Лицевая сторона бумаги покрывается составом:

  • Желатина 1гр.
  • Сахара 1гр.
  • Воды 30мл.

Дав желатину размокнуть, смесь слегка подогревают и распускают полностью. Желатин наносят теплым. Бумагу, нарезанную кусками требуемого размера, прикалывают к рисовальной доске. Раствор желатина наносят широкой мягкой кистью, предварительно смоченной в воде и выжатой. Желатин втирать в бумагу крепко. Куском хорошо промытой кисеи легкими полирующими движениями удаляют излишек желатина до тех пор, пока на бумаге не останется ровная тонкая пленка. Тогда бумагу подвешивают и переходят к следующему куску. Покрыв несколько кусков бумаги, спустя полчаса после начала желатинирования, первый кусок покрывают новым слоем желатина. Обыкновенно бывает достаточно двух слоев, но можно нанести и 3-4 слоя.

2. Нанесение пигмента.

Когда желатин высох совершенно, а для этого требуется несколько часов, можно приступить к нанесению пигмента. Можно и отложить эту операцию и заняться ею на досуге.

В качестве пигмента употребляются акварельные краски в тюбиках. Выжать из тюбика 5-8 см. пигмента и слегка развести водой до жидкого состояния, но он должен быть не прозрачным. Затем широкой мягкой кистью нанести пигмент на желатинную пленку бумаги. Когда вся бумага покрыта, снимают излишек пигмента и выравнивают его по всей поверхности мягкой барсучьей кистью. (Для этого нужен навык.)

3. Очувствление.

Пигментированную и неочувствленную бумагу можно хранить сколько угодно*. Очувствлять в день печатания. Два способа очувствления:

1 - погрузить бумагу на 1 мин. В 1% р-р двухромокислого аммония и высушить в темноте.

2 - приготовить 4% водный р-р двухромокислого аммония с углекислым натром и одну часть этого р-ра смешать с тремя частями винного спирта. Смешанный р-р нанести кистью на бумагу. Выравнивать мягкой барсучьей кистью. Бумага высыхает в теч. 10мин. Охранять от действия света.

Для такой бумаги требуется хороший сильный негатив.

4.

Ввиду большой чувствительности бумаги, печатание производится в тени. Экспозиция определяется по экспонометру. Бумага кладется под негатив (контактная печать) и придавливается стеклом. Выносится на дневной свет. После экспонирования отпечаток размачивается 10мин. в теплой воде, потом проявляют. Положить отпечаток на стекло, поставленное косо и проявлять горячей водой из бутылки с пульверизатором. Проявление идет ровно и правильно. При недодержке использовать холодную воду, при передержке горячую. Никаких укрепляющих или очищающих ванн не требуется. Тотчас после проявления отпечатки можно сушить перед огнем.


Илл. №1. Отпечаток, выполненный по исходному рецепту (третья проба, с небольшими поправками):

Копирование 4часа против окна рассеянным светом. Негатив – стекло 24х30см. Плотность негатива измерялась перед печатью интегральным замером («Никон») на просвет в сторону окна в размер кадра. Время экспозиции вычислялось относительно предыдущих проб.


Илл. №2. Тоже исходный рецепт (четвертая проба, прогресс небольшой):

Негатив был более плотный и облачная погода, замер показал – 6 часов печати. Как видно, сложно было ровно без полос нанести на бумагу желатин, и еще труднее было покрыть ее слоем пигмента равномерно. Результат далек от платинотипии, но процесс «уводит за собой», и об этом даже не думаешь.


Корректировка.

В исходном рецепте автор статьи указывает, что бумага должна быть хорошо проклеена с изнаночной стороны, иначе очувствляющий раствор может пройти на лицевую поверхность и появляются пятна.

Это имеет значение, если очувствление производится погружением всего листа в раствор. Если пользоваться вторым способом очувствления, то здесь хромовая соль наносится кистью только на лицевую поверхность бумаги и не проходит в подложку, следовательно, с изнанки проклейки не требуется.

Взяв за основу исходный процесс и постепенно изменяя его параметры, т.к. он при проведении множества проб давал нестабильные результаты, выработался комбинированный рецепт желатинно-пигментного печатания, как облегчающий подготовку бумаги, так и предсказуемый по конечному результату.

Были опробованы ватман и тисненая акварельная бумаги и другие такой же плотности – все они коробились от желатина и пигмент было ровно не уложить. Выбран был полукартон (можно картон) с одной гладкой стороной и с грубой фактурой (светлого теплого тона) с другой**. После многих проб оказалось достаточным прогрунтовать эту фактуру одним слоем желатина (разбавленного водой 1:1) и затем нанести 2-3 слоя краски, смешанной с желатином (как при пигментном процессе). И грунт и краска на эту поверхность наносятся ровно (хорошим флейцем), и при правильной густоте раствора краски, неровности от ворса кисти затягиваются сами. Кистью водить быстрыми движениями (лучше в одном направлении, напр., вниз-вверх), по возможности оставляя ровный след. Не нажимать кистью сильно.

Направление движения кисти (как и при грунтовке тоже) надо учитывать, т.к. это все-таки будет заметно на готовом отпечатке. Можно делать художественные мазки, если потребуется.

Вообще, суть этой корректировки - адаптация процесса к конкретной бумаге, при смене бумаги потребуется, видимо, что-то изменить, например, наносить два слоя грунта. Другой путь – подбирать бумагу под исходный процесс, ничего в нем не меняя.

Примерный рецепт подготовки бумаги.

Растворение желатина. ( см. п.1 исходного рецепта) – 30мл хватает для 5-6 листов картона 24х30см. От 30 мл отмерить в мензурку 8 мл желатина и смешать с равным количеством воды, разболтать.

Приколотые к чертежной доске в 1 – 2 ряда листы картона поочередно прогрунтовать этим раствором широкой плоской кистью. Для выявления неровностей, пропусков, полос от кисти, использовать боковой свет от окна. На кисть набирать желатина не много, - на один лист, разравнивая слой, кистью водить энергично.

Если в помещении не очень пыльно, сушить можно прямо на доске. Сушка около получаса. В оставшиеся 22 мл желатина добавить пигмент (акварельную, гуашь, тушь). Тушь более мелкодисперсная. Для придания тона, в черную можно добавить туши – красную, зеленую, синюю (то, что есть в продаже в канц. магазине). Можно смешивать тушь, например, с гуашью, но обязательно слить с осадка, дав отстояться. Налить пигмент в плоскую кюветку. Наносится пигмент той же (промытой и отжатой) кистью (см. выше).

Возможный состав пигмента (для темной сепии). Оставить немного этого пигмента для ретуши готовых отпечатков.

  • 22 мл желатина
  • 5 мл гуашь киноварь красная (имитация)
  • 6 мл гуашь черная
  • 1 мл тушь черная
  • 40 мл воды

Гуашь бралась концентрации сливок.

Каждый слой пигмента (3 слоя делались для равномерности укрытия) надо сушить тоже около получаса. Лучше потренироваться в пигментировании на ненужных кусках картона, чтобы приобрести навык.

Очувствление (сенсибилизация). Производится непосредственно перед печатанием, которое должно быть закончено в течение суток, т. к. потом желатиновый слой становится нерастворимым.

Выбран способ намазывания. Использован двухромовокислый калий (К2 Cr2 О7), имевшийся в наличии. (Действие растворов двухромовокислых аммония и калия, одинаковы – см. Ю.К. Лауберт. Фотографические рецепты., стр. 166. 1928г.)

Приготовлен 5% р-р (5гр. K2 Cr2 O7 растворены в 100 мл воды дистиллированной).

Для очувствления 1 листа картона 24х30 см. берется пластиковым малым шприцем 1 мл хромпика и смешивается с двойным количеством 96% спирта, который также удобно отмерять шприцем.

Наносится также флейцем на хорошо просохшие листы пигмента, приколотые к доске. Покрывать быстро, без пропусков, можно с перекрытием. Откнопить листы, когда вся жидкость всосалась, сушить листы в темноте в подвешенном за угол состоянии. После высыхания листа (ок. 20 мин.) он становится чувствительным к свету. Чувствительность очень низкая (у меня получается 0,002ASA), что позволяет установить лист под негатив при неярком комнатном свете, не засветив его. (постараться уложиться в несколько сек.). Высушивать лист надо полностью, чтобы не было подлипания его к негативу и порчи эмульсионного слоя.

Печать.

Негатив форматный (стекло или плоская пленка) полутоновой, лучше не плотный, (т.к. выдержка очень длительная), кладется на очувствленный картон, прижимается стеклом и выставляется на дневной свет. Лучше применять контактные рамки, тогда, если в квартире нет окна с прямым солнечным светом, можно вынести рамки на печать на улицу. Это в несколько раз сократит время печатания. Если нет рамок, то можно закрепить стекла на той же чертежной доске и выставить ее напротив окна в помещении. В этом случае выдержка будет в рассеянном свете от 3 часов (солнечный день) до 6-7 часов (в пасмурный или дождливый день). Свет в любом случае мерить экспонометром.

Отмывка (проявление).

Отмывать отпечатки лучше в помещении с принудительной вытяжкой или на воздухе, т. к. пары хромпика вредные, также применять резиновые перчатки и пинцет.

Каждый лист картона размачивается в своей ванночке с теплой водой (20-40 мин., иногда дольше), лицом вниз, сверху от вплытия можно положить дощечку. Дальше см. исходный рецепт. Чаще бывает недодержка в экспозиции, поэтому дуть пульверизатором лучше начинать с большого расстояния, чтобы не выбить нежные полутона.

Сушка отпечатков – в подвешенном за уголок состоянии. Ретушь сухого отпечатка тонкой кистью (белка, колонок) тем же пигментом. Не беда, если проба оказалась неудачной. Вносить поправки, по свежим следам делать новые пробы. Нумеровать листы, вести журнал поправок и все тщательно записывать. Тогда результат обязательно придет; подчинив себе процесс, идти дальше, находить свой метод.


Илл. №3. Образцы отпечатков, сделанных комбинированным способом. Использованы сочетания туши черной и гуаши киноварь в различных пропорциях



*Не следует очень долго хранить пигментированную бумагу, т. к. желатин все-таки подсыхает и становится труднорастворимым. Доводилось очувствлять картоны, пигментированные год назад. Параллельно с ними шла печать на свежем пигменте (недельной давности). При проявке пришлось размачивать картон 2 часа в кипятке, поливать его кипятком с опилками и дуть на него горячей водой с очень близкого расстояния (хотя светочувствительность слоя была такой же и переэкспозиции небыло); тогда как свежие картоны, которые размачивались в теплой воде, проявились очень легко.
**Дополнение к комбинированному желатино-пигментному процессу. Пригодность данного картона можно проверить пробной грунтовкой: не должно появляться темных пятен от впитывания желатина. Хотя они и исчезнут вместе с высыханием картона, но проявятся на готовом отпечатке.

Все права защищены

PhotoLubitel. СПб, сентябрь – декабрь 2016г.