КОРЗИНА ПУСТА

ФОТОКОР №1. Часть 1

on

 

Информационный бюллетень №4. «Фотокор №1». Материал для полемики.

ЧАСТЬ 1

( Просим вносить дополнения, изменения, предположения, опровержения, идеи в комментариях.)

Сколько вышло уже статей, посвященных «Фотокору» за 85 лет его существования! Что тут еще придумать? И все же можно всегда отметить то, что считалось не очень важным или по каким-то причинам ускользало из поля зрения исследователя.

В наши дни интерес к этой камере по большей части «археологический», любители старины обращают внимание на те вещи, которые были несущественными для эксплуатации аппарата, а сейчас выходят на первый план у собирателей по критерию редкости. Как раз в этом направлении, камера еще толком не изучена. Много предстоит еще делать открытий по линии «Фотокора». Практика выявляет все новые и новые артефакты: разновидности камеры, объективов, затворы, приспособления, документы и др.

В первом номере журнала «Советское Фото» за 1935 год, директор завода «ГОМЗ» им. ОГПУ тов. И. Уваров в статье «Пятилетие советской камеры» приводит цифры по выпуску «Фотокоров»: «…за первые два года (1930 и 1931) было изготовлено около 20000 фотоаппаратов[1], все с заграничными затворами, за 1932 – 12000 (по другим данным – 8000 – «Пролетарское Фото» №1- 1933г.), в том числе небольшое количество с затвором «ГОМЗ,..».


[1]Уточнение: в 1929\30гг. - выпущено 7174шт. (ОМП №10 - 1932г). С 1 января по 1 сентября 1931года было выпущено 10723 «Фотокора» с затвором «Компур» - («Пролетарское Фото» №2 – 1931г., стр. 32). «В октябре 1931 года собрано 3,5 тысячи фотокамер, а за 5 дней ноября 1438 штук (без затвора). Колоссальное задание на 1932 год – 150 000 аппаратов… (ОМП № 2-3 (окт.-ноябрь 1931г.)


Ранние фотоаппараты «Фотокор № 1» не имели на корпусе заводского номера, хотя он и указывался вместе с номером объектива в прилагаемом аттестате[2]. Нумерация аппаратов таким образом, велась с самого начала, но почему-то, гравировать номер стали не сразу. Логично было бы предположить, что самый ранний номер, нанесенный на аппарат, даст число первых ненумерованных «Фотокоров». Также, вполне ожидаемо было бы примерное совпадение номеров камер с номерами установленных на них объективов, так как номер должен был присваиваться только готовому, проверенному объективу, и, предположительно, все номера должны были быть задействованными. (Дефицит оптического стекла, латуни оправ, учет, контроль, - военное предприятие).


[2]Аттестаты, как правило, утрачиваются, что и вынуждает вести такие изыскания. В любом случае нужно накапливать статистику: чем больше данных, тем меньше вероятность ошибки.


Основные разновидности камеры определяются, конечно, затвором, он и был самым слабым звеном «Фотокора». Поначалу выручали дорогие «Компуры» и была решимость сделать свой «Компур», не хуже немецкого. Но начали с затвора попроще, более или менее освоили его, да так на нем и остановились. Есть затвор, камера работает – и ладно. Критика критикой, а план заводу надо было делать. При том, что не было нужных материалов: силумин привозили из-за границы, проблемы были с лепестками затвора и диафрагмы, особенно трудной операцией была установка шпенька в лепесток.

Интересно, что уже в 1932 году конструктором В. Ковалевским (ВООМП) был предложен упрощенный и «очень остроумный» вариант затвора «Компур», имевший всего 64 детали вместо 121. («ОМП» №6 – 1932г.) – почему он не пошел – неизвестно.

Кстати, почему на «Фотокор» сыпалось столько критики и вообще было к нему такое пристальное внимание? - Был организован заем денег у населения с целью помочь заводу на первых порах освоить выпуск фотоаппаратов: «Вспоминая историю выпуска «Фотокора №1», необходимо остановиться на одном факте, сыгравшем очень большую роль в деле роста производства советской фотоаппаратуры – мы говорим о фотозайме, выпущенном правительством в целях продвижения фотоаппаратуры в широкие массы трудящихся. Фотозаем дал возможность собрать крупные средства, которые целиком вкладывались в производство. С другой стороны, обязательства, взятые на себя заводом и необходимость выдавать аппараты займодержателям, заставили завод ускорять и увеличивать выпуск фотокамер ». (В. Климов, «Советское Фото» №1 – 1939г.)

Илл. №1 Агитация за фотозаем на «Фотокор» в журнале ОМП №2-3, 1931г.


Массовые нарекания от частников, подписавшихся на фотозаем, на качество полученных «Фотокоров», пошли в 1933году, вспоминая, что «…выпускавшиеся раньше аппараты ВТОМП имели совсем другой вид, хотя их производство относилось к периоду налаживания советского фотопроизводства». («Пролетарское Фото» №5 – 1933г., стр. 37)

Обладатель облигации займа чувствовал себя сопричастным к производству «Фотокора», переживал за него, ожидал, как собственного ребенка, и видимо поэтому считал себя вправе отнестись к нему критически, «спросить» с завода за свою помощь. А качество камер, как следует из рекламационных писем фотолюбителей, получивших долгожданную коробку с «Фотокором», не всегда соответствовало их ожиданиям. Поскольку заем был довольно массовым, то и рекламаций было немало, критика была конструктивной и вполне законной. Руководству завода невозможно было это явление проигнорировать, результатом стал показательный «Технический суд» над «Фотокором», организованный руководством ВООМП и проведенный на серьезной научной основе, в духе того времени. Возглавлял суд академик С.И.Вавилов.

Из приговора общественно-технического суда над «Фотокором №1»:

- в частности, вынесено, что «…считать особо важным организацию производства и продажи запасных и сменных частей аппаратов [3] и устройство ГОМЗ или ВООМП мастерских для ремонта аппаратов, в особенности возвращаемых при рекламациях».

- продолжать работу за резкое снижение цен на фотоаппараты, для чего добиваться в Наркомфине СССР снижение бюджетных наценок на фотоаппарат, а в Наркомтяжпроме – снижения отчисления в пользу ВООМП и в Наркомвнуторге – снижения торговой наценки. «Значение фотоаппарата, как орудия культурной революции недооценивается, и фотоаппарат нередко рассматривается, как предмет роскоши. Этим только и можно объяснить непомерно высокую цену, превышающую 200 рублей, при заводской себестоимости в 104 рубля. Суд с удовлетворением узнал, что заводоуправление уже возбудило ходатайство о понижении коммерческой цены аппарата до 160 рублей. («Советское Фото» №12 – 1935г., стр.24)


[3]Лет 10 назад, в скупке на втором этаже Некрасовского рынка, продавался «Фотокор», в футляре которого, кроме кассет и тросика, были запчасти: кремальерный фокусировочный винт, рычаги-фиксаторы и что-то еще. Каждая деталь была обернута и оклеена зеленоватой упаковочной бумагой с названием детали и штампиком «ГОМЗ».


Кстати, по решению суда было и такое постановление:

- считать весьма полезным введение в курс средней школы элементарного практикума по фотографии. (Решение суда. «Советское Фото» №12 – 1935г.)

Илл. №2 «Суд над «Фотокором». Фото из книги «50 лет ГОИ им. С.И. Вавилова. Сборник статей». «Машиностроение»., Л., 1968 г., стр. 113.


Через пять месяцев:

- По объективу:

«Завод должен был в первом полугодии 1936года наладить выпуск объективов «Индустар-2» типа «Тессар». В оптическом цехе запущено несколько сот объективов в опытном порядке, но когда они будут выпущены в свет – неизвестно. В первом полугодии фотолюбитель их, безусловно, не получит…».

Кстати, название объектива «И – 2», именно как вторая модель «Индустара», было озвучено в ходе суда впервые как перспектива в оснащении «Фотокора» более совершенным (чем «Ортагоз») объективом (задачи на 1936 год – Т.П. Кравец – «Практические выводы» - «Советское Фото №12 – 1935г., стр. 24). А вообще «Индустар» (без индекса) применительно к «Фотокору» был проанонсирован в затворе ГОМЗ в «Советском Фото» №4-5 – 1934г., стр. 41.(первые были к 17 съезду партии).

- По затвору:

«По решению суда завод должен был начать выпуск затворов типа «Компур». Работы по его освоению сильно затянулись. Теперь с ГОМЗ это производство снято и передано на другой завод. Там начинается освоение заново и сколько оно продлится, - неизвестно. Во всяком случае, в 1936 году Трест не обещает выпустить новый затвор.

Для улучшения старого затвора ГОМЗ типа Варио также ничего не сделано. По-прежнему, при сборке продолжается подгибка, доделка отдельных деталей, что отражается на качестве затвора…»

«…План проведения в жизнь постановлений техсуда, утвержденный заводом только 10 марта 1936 года, отодвигает реализацию решений по затвору, являющемуся самым узким местом аппарата, - даже на 1937г.» («Советское Фото» №4 – 1936г.)

И.Уваров: «Затвор ГОМЗ отстает от тех требований, которые предъявляет современная техника фотоаппаратостроения, он требует замены и на заводе ГОМЗ уже разработаны чертежи нового затвора. Исполнение по ним передано другому заводу, и выпуск новых затворов задерживается». («Советское Фото» №11 – 1937г.)

В «Советском Фото»№2 – 1938г. дана статья И. Поляшева «Советские затворы типа Варио, устройство и уход за ними»:

Илл. №3 Ксерокопия статьи И. Поляшева.


Первые годы фотоцех был занят выпуском только «Фотокора №1» и незначительного количества камер 13х18.» (С.Ф. №1 – 1939г.)

Имеющийся статистический ряд дошедших до наших дней 85-летних камер, имеет, конечно, большой разброс по номерам объективов, но, все-таки он более или менее равномерен. Информация основана на собственных материалах, проходивших через магазин и частично (заводские номера) взята из сети с основных сайтов и один номер взят из каталога.

12716 – максимальный замеченный нами № объектива «Ортагоз» (в затворе Компур), установленный на «Фотокоре», не имеющем номера на корпусе (у Г. Абрамова на сайте показана аналогичная камера с «Ортагозом»№13034).

13979 – минимальный, встречавшийся пока гравированный номер «Фотокора», после которого заводские номера стали систематически наносить на корпус (объектив «Ортагоз» №20515 в Компуре).

Известны также номера –

№14025 («Ортагоз» №18153 в Компуре),№--14000 («Ортагоз» №--19000 в Компуре) (из старых заметок, указаны округленно), №14173 («Ортагоз» №59551 в «Варио»), №14836 («Ортагоз»№ ?), №15277 («Ортагоз» №22532 в «Компуре»), №15349 («Ортагоз» № в Варио), №16417 («Ортагоз» №23379 в «Компуре»), №16468 («Ортагоз» №26415 в «Компуре»), №17713 («Ортагоз» №14943 в Компуре), №20245 ( «Ортагоз» №41697 в Компуре), №21385 («Ортагоз» №42384 в Компуре), №21456 («Ортагоз»№ ?), №21827 («Ортагоз № 15438 в Варио), №27499 («Ортагоз» №43891 в ГОМЗе), №28312 («Ортагоз» №47831 в Варио), №29006 («Ортагоз» №55675 в Варио), №30617 («Ортагоз» №24919 в ГОМЗе), №33646 («Ортагоз» №55972 в Варио) и т. д.

Надеемся на пополнение этой статистики, но даже такой грубый среднестатистический шаг не дает основания ожидать систематической нумерации «Фотокора» к примеру, от №8000, и учитывая, к тому же, всегдашний повышенный интерес собирателей к самой ранней продукции, этот ряд должен быть наиболее полным. Представляет интерес в этом отношении камера с №7721 – (см. ниже) – насколько закономерным является нанесенный на ее корпусе столь ранний номер?

На «Фотокорах» без номеров установлены «Ортагозы» (замеченные) - №63 в Компуре, №712 в Компуре, №737 в Компуре, №1266 в Компуре, №3309 в Компуре, №4357 в Компуре, №4827 в Компуре, №5793 в Варио, №7641 в Компуре,№8743 в Компуре, №8786 в Компуре, №9726 в Компуре, №9816 в «Компуре», №11239 в «Компуре», №11270 в Компуре, №12716 в Компуре и, максимальный на сегодняшний день, как уже отмечалось, №13034, тоже в Компуре.

Эта статистика также позволяет ожидать номера объективов «Ортагоз» на «Фотокорах» «б\н», - не выше 15-16000 (в оригинальной комплектации «камера – объектив»). Из всех приведенных выше данных можно сделать вывод, что и в ранние годы производства «Фотокоров» далеко не все готовые и с присвоенным заводским номером объективы «Ортагоз» были использованы [4].


[4]Расхождение в нумерации «камера – объектив» с выпуском «Фотокоров» все время увеличивалось и достигало в предвоенные годы (пока объективу еще присваивался номер) разрыва в 60 – 80 тыс. шт. Интересно, что этот разрыв сократился до минимума в начале 1934года, и «Фотокоры» с номерами около 100000 имеют объективы (в затворах «Автомат»), очень близкие к ним по номерам (см илл. № 10). Потом разрыв опять стал расти. Где все эти неиспользованные номера?


Для печати с увеличением с фотокоровского негатива выпускались увеличительные приставки, которые в сочетании с аппаратом, давали проекцию на пол или на стену. Украинская приставка 30-х годов (ГУКФ УССР. «ФАЗ» Киев) есть в коллекции Музея Истории Фотографии (ходит вертикально по деревянным рельсам в пределах 1м, монтируется на стенку, тубус фанерный). Московская промкооперация тогда же делала приставку к «Фотокору» по предложению изобретателя Е.О. Любимова (тубус из жести) («Советское Фото» №2 – 1934г.),(«Фото.Сибирский Успех» №3 – 2003г.).

Нами зафиксированы четыре экземпляра объектива «Увеличительный Ортагоз». Один из них – в собрании Музея Истории Фотографии - №3308 (в затворе «ГОМЗ» самого раннего серийного выпуска (1932) – слово «ГОМЗ» - курсивными заглавными буквами). Второй имеет №4487 (в затворе «ГОМЗ» с третим вариантом надписи(1934), третий объектив с известного сайта имеет №5513 в «ГОМЗе» со вторым вариантом надписи, и четвертый - под номером 16792 – установлен в затвор «Варио» и комплектует «Фотокор» №291892.

На фасадах всех четырех этих объективов награвировано «ГОМЗ». Если судить по основной линии «Ортагозов», то там переход с гравировки «ВООМП» на гравировку «ГОМЗ» был во второй половине 1934г.(1200 камер.) Чуть раньше, но тоже в 1934году изменили написание сокращения «с\м» на «см» у фокуса объектива. Ранние номера «Увеличительных Ортагозов» имеют гравировку «13,5 с\м», более поздний – «13,5 см». Из этих сведений примерно понятна дата их изготовления. Таким образом, «Увеличительные Ортагозы» не входили в общую нумерацию «Ортагозов», а вели свою отдельную. Корпуса затворов «ГОМЗ», куда эти объективы монтировались, не имели механизма, только диафрагму. Что касается объектива в затворе «Варио», установленного на «Фотокор» №291892, то если это оригинальная комплектация(?), и объектив можно датировать по камере, то это конец 1935года.

Импортные затворы, закупавшиеся в Германии, выглядят несколько «сырыми», не всегда имеют даже заводские номера, не говоря уже о патентных данных – нас немцы, видимо, не опасались.


Илл. № 4 «Фотокор №1» без номера (Анастигмат «Ортагоз» 1:4,5 F=13,5 с\м, №737 «ВТОМП» в затворе «Компур» обр. 1912г.(1 – … -1\200, Z, D). №685106). За основу взята камера «Maximar 207\7» Zeiss Icon.

Камера «универсальная», 9х12 см, на фотопластинки или плоскую пленку, двойного растяжения, позволяет снимать с расстояния 27см («Советское Фото» №1 – 1935 г., стр. 38.).

Оклейка корпуса – дерматин с едва заметным тиснением. Декоративный узор в виде сдвоенной прямоугольной рамки оттиснут (горячим тиснением) только на крышке матового стекла. Внутри рамки – пентапризма ВТОМП - логотип Всесоюзного Треста Оптико-Механической Промышленности. Наружное покрытие стенок шахты матового стекла – из тонкой кожи – шпальта. Ручка-ремешок – матерчатый, обтянут шпальтом и прошит. На нем – тиснение курсивом - «Фотокор №1». 18 складок меха из ситца, оклеенного шпальтом. (шпальт привозился из-за границы – «Пролет. Фото» №5 – 1933, стр. 33).

Штативное гнездо для вертикальной съемки находится на откидной передней крышке, оба гнезда латунные. Замок передней крышки, замок-пружина задней стенки, замок шахты, конструкция задней стенки, шкала метража («костяная») – в деталях по типу «Maximar». («Фотокор №1» б\н, имеющий объектив с №11270 – все еще с «костяной» шкалой метража). Полозья для задней стенки никелированы.

Рычаги-фиксаторы крепятся к петлям откидной крышки спец. винтами, что делает их полностью съемными для рихтовки или замены (выделено кружком). Головки кремальер для гориз. и вертик. смещений объектива, имеют проточенные декоративные шейки. Фасонная гайка вертик. кремальеры крепится к объективной панели двумя винтами сзади. Малая рамка иконометра – круглая. Пузырьковый уровень крепится к рамке видоискателя гайкой. Полукруглая выемка в петле стойки. Упорный штифт-заклепка заднего хода рамки находится справа.


ЧАСТЬ 2

http://photolubitel.com/index.php?route=module/kbm/article&kbm_article_id=7


Все права защищены

PhotoLubitel. СПб, январь-май 2016г.